Полезное и ответы на вопросы

C 1 сентября 2021 г. вступает в действие новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек

02.06.2021 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.05.2021 № 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек" (зарегистрирован 01.06.2021 № 63748).

Приказом утверждены новая форма трудовой книжки и новый порядок ведения и хранения трудовых книжек.

Документ вступит в силу 01.09.2021 и будет действовать в течение шести лет (до 01.09.2027).

Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" будет действовать еще три месяца и утратит силу 01.09.2021.

Скачать документ.

С середины 2021 года проверки будут проходить по новым правилам.

С середины 2021 года проверки будут проходить по новым правилам.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ

Комментарий

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

• проведенных контрольных мероприятий;

• выявленных нарушений;

• лиц, привлеченных к ответственности;

• и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

• выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);

• мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);

• выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);

• инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

• удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;

• оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Об изменениях в работе с персональными данными

Документ - Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ

Комментарий

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ –  письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

• например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);

• через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

• Ф. И. О. субъекта персональных данных;

• контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);

• наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;

• цель обработки персональных данных;

• категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;

• условия разрешения и запрета обработки персональных данных;

• срок, в течение которого действует согласие;

• сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ)  персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

• Ф. И. О.;

• контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);

• перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

• когда договор заключается непосредственно между банком и работником;

• когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;

• когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Но даже в перечисленных случаях во избежание возможных разногласий рекомендуется получить предварительное согласие работника на распространение его персональных данных.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных.

Изменение требований Роструда к уведомлению отпускников

Изменение требований Роструда к уведомлению отпускников 

Утвержденный график отпусков доводится до сведения всех работников. Однако помимо этого работодатель должен известить каждого работника о времени начала его отпуска не позднее, чем за 2 недели. К такому выводу пришел Роструд в письме от 24.12.2020 г. № ПГ/59245-6-1. Документ: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ №ПГ/59245-6-1 от 24.12.2020.

Какие обязанности по оформлению отпусков есть у работодателей Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за 2 недели до наступления календарного года в порядке (ст. 123 Трудового кодекса). График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 Трудового кодекса).
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за 2 недели до его начала.

Такую обязанность устанавливает часть 3 статьи 123 Трудового кодекса. Ранее по теме Формы и способы выполнения данного требования работодатель может определить самостоятельно.


Прежде по мнению Роструда, уведомлять работника об отпуске можно было следующими способами:


  • дополнив форму № Т-7 графами 11, 12. В одной из них работник сможет расписаться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой – указать дату уведомления о начале отпуска;
  • предоставлять работнику отдельные извещения, например, ознакомительные листы или ведомости;
  • заблаговременно издавать приказы о предоставлении отпусков и знакомить с ними работников не позднее, чем за 2 недели до начала отпуска.


Такие способы Роструд предлагал в письмах от 30.07.2014 № 1693-6-1, от 22.03.2012 № 428-6-1

Теперь же ведомство предложило следующий способ ознакомления работника с датой начала его отпуска. По его мнению, из Трудового Кодекса следует, что за 14 суток до начала положенного отдыха работодатель должен представить сотруднику конкретный документ, а именно – уведомление. При этом, эта обязанность должна быть исполнена не только для тех, кто уходит в очередной отпуск по графику, но и для работников, которые решили взять дополнительный отдых. Данный документ может быть сформирован в свободной форме. К такому выводу пришел Роструд в письме от 24.12.2020 г. № ПГ/59245-6-1.

Подведу итоги:

1. Разъяснения Роструда - не закон, а лишь трактовка закона.  Однако, эти разъяснения часто совпадают с требованиями инспекции труда при проверках.
2. Предлагаемые прежде способы уведомления отпускников, на мой взгляд, не противоречат требованиям ТК РФ, однако, данную позицию придется отстаивать в суде.
3. Для снижения рисков работодателя разумнее разработать уведомление, уведомлять с его помощью работников не позднее, чем за 2 недели до наала отпуска.

4. Фвкт уведомления фиксируем оставляя у работодателя экземпляр уведомленмя с подписью работника и датой уведомления.
4. Храним уведомления 3 года. ( на практике - 3+1=4 года).

Приказ о назначении на должность, возложении обязанностей

Некоторые должности требуют особого оформления кадровой службой. В таких случаях одного приказа о приеме на работу недостаточно?


Для чего нужен приказ о назначении на должность

Трудоустройство любого работника оформляется трудовым договором и приказом о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ). На основании приказа:


  • присваивается табельный номер;
  • создается личная карточка;
  • делается запись в трудовой книжке (не позднее дня, следующего за приемом на работу, подается СЗВ-ТД).


Типовой бланк приказа о приеме — унифицированная форма Т-1, введенная Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1.

Назначение на должность любого сотрудника отражает приказ о приеме. Но вступление в должность руководителя (например, директора или главного бухгалтера) сопровождается изданием приказа о назначении на должность, который относится к разряду документов по основной деятельности.

 

Чем отличается приказ о назначении на должность от приказа о приеме на работу

В чем разница между этими документами? Контролеры, банки, иные инстанции могут потребовать документ, на основании которого от имени организации (а иногда — от ИП) осуществляет полномочия то или иное лицо. Если оформить на директора приказ о приеме, ситуация будет выглядеть, как трудоустройство рядового работника, а это не совсем так.


Основные различия между документами таковы:

Документ

Приказ о приеме на работу

Приказ о назначении (вступлении) на должность

Категория документации

По основному составу

По основной деятельности




Для каких сотрудников оформляется

Для всех, кроме руководителей

Для руководящего состава

Бланк

Самостоятельно разработанный работодателем или типовой Т-1

Самостоятельно разработанный работодателем, т. к. Т-1 не содержит ссылки на вступление в должность

Основание издания

Трудовой договор

Трудовой договор. Для директора — еще и решение учредителей (или решение единственного собственника, который вступает в должность сам)

 

Как составить приказ о назначении на должность

Бланк такого распоряжения закрепляется в учетной политике (п. 4 Положения, утв. Приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н). Он может быть разработан «с нуля» или на основе формы Т-1.

Основные реквизиты приказа о вступлении в должность:


  • наименование работодателя;
  • наименование «Приказ о вступлении в должность»;
  • дата и номер документа;
  • полное имя работника;
  • должность согласно штатному расписанию;
  • дата вступления в должность и дата окончания полномочий (если устанавливается определенный срок);
  • основание оформления;
  • подпись руководителя или иного уполномоченного лица, его должность и расшифровка;
  • подпись работника, который ознакомился с документом.


Руководитель вправе подписать приказ и на самого себя (Письмо Роструда от 11.03.2009 № 1143-ТЗ). Дополнительный аргумент: приказ издается при наличии подписанного трудового договора и решения собственников, т. е. директор к моменту подписания распорядительного документа имеет полномочия его подписать.

Если руководитель совместит свои функции с обязанностями главного бухгалтера, об этом также делается запись в приказе о вступлении в должность. Важно, чтобы положения приказа не противоречили трудовому договору.

 

Образец приказа о назначении на должность

Подводим итоги


  • Приказ о назначении на должность оформляется в отношении сотрудников, занимающих руководящие должности, и относится к документам по основной деятельности предприятия.
  • Приказ о вступлении в должность во многом повторяет стандартный приказ о приеме на работу, его отличает, прежде всего, наименование — «Приказ о назначении на должность».
  • Документ о назначении руководителя вправе подписать сам руководитель.
  • Основанием издания приказа является трудовой договор, а в отношении руководителя — еще и решение учредителей.


Перечень работников, у которых есть право на отпуск в удобное им время

При составлении графика отпусков работодатель и, если есть, выборный профсоюзный орган должны учитывать, что действующее законодательство предоставляет отдельным категориям работников право использовать свой отпуск в летнее или иное удобное для них время. Так, уйти в отпуск независимо от запланированных в графике отпусков дат вправе:



Наряду с перечисленными, на отпуск независимо от запланированного графиком могут рассчитывать :

  • Супруг – в период, когда его законная супруга находится в отпуске по беременности и родам (ч. 4 ст.123 ТК РФ);
  • Мужья и жены военнослужащих. Эти лица вправе использовать отпуск одновременно с отпуском своих супруга или супруги;
  • Беременные женщины и женщины, ухаживающие за ребенком (им разрешено присоединить свой очередной оплачиваемый отпуск к отпуску по беременности и родам или к отпуску по уходу за ребенком (ст. 260 ТК РФ);
  • Работники, усыновившие ребенка в возрасте до трех месяцев (ч. 3 ст. 122 ТК РФ);
  • Совместители (им ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе) (ст. 286 ТК РФ)
  • По просьбе одного из родителей (опекунов, попечителей), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности (ч. 5 ст. 322 ТК РФ).

При составлении графика отпусков работодателям рекомендуется брать от работников, имеющих право на использование отпуска в летнее или иное удобное для них время, письменное заявление о том, в какое время они хотят использовать свой отпуск.

Наличие такого заявления позволит изменить время использования отпуска только по взаимному соглашению сторон.

Большинство работников (те, которые не имеют преимуществ при использовании отпуска) могут отступить от времени использования отпуска, указанного в графике отпусков, только по договоренности с работодателем.

Скачать таблицу "Перечень работников, которые имеют право на отдых в удобное для них время"


Роструд внес поправки в свой административный регламент и отказался от публикации ежегодного плана проверок на официальных сайтах ГИТ

Опубликован приказ Роструда от 22.04.2020 № 103

Утвержденные ежегодные планы проверок государственных инспекций труда больше не будут публиковать на их официальных сайтах. Роструд внес поправки в административный регламент службы от 13.06.2019 № 160.

Этот документ регулировал осуществление надзора за соблюдением трудового законодательства. В прежней редакции регламента, в п. 41, было указание на то, что электронную копию утвержденного ежегодного плана проверок размещают на официальном сайте территориального органа Роструда. Из новой редакции его убрали. «Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, направляется в Роструд», - так теперь звучит п. 41 регламента.

Изменения уже действуют.


Должна прокомментировать:

Это не означает, что компания теперь не сможет узнать, ожидает ли ее плановая проверка ГИТ.

О проверках, по-прежнему, можно будет узнать на сайте Генпрокуратуры.
Информация о проверках на сайте Генпрокуратуры должна появляться в срок до 10 ноября года, предшествующего проверке.

Скачать план проверок Государственной инспекции труда в Ивановской области на 2020 г.

Впредь на сайте буду публиковать План проверок инспекции труда после его опубликования Ген. прокуратурой.


Следует отметить еще изменения Регламента
1. При проверке инспектору ГИТ нужно будет предоставлять и сведения о трудовой деятельности.3️⃣

2. Работодатели, несвоевременно выплачивающие зарплату, теперь могут получить принудительный исполнительный лист, если не захотят устранить нарушение, сформированное предписанием ГИТ после внеплановой проверки по факту установленной задолженности.


Напомню.
Если вы хотите оценить риски вашей компании, связанные с проверкой ГИТ – пишите, звоните, делайте заказ на сайте! Проведу кадровый аудит, окажу помощь или дам рекомендации по устранению нарушений!

Перенос сроков обязательных уведомлений

Вопрос Светланы из г. Тейково:

Татьяна Анатольевна, добрый день! По действующим нормам работодатели должны до 30 июня 2020 года письменно уведомить всех своих работников о переходе на электронные трудовые книжки. "17" июня текущего года приняла участие в проводимом Вами вебинаре, где также были оговорены сроки уведомления и дана чёткая инструкция для специалистов кадровых служб. Но на днях ознакомилась с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от "19" июня 2020 года № 887, в пункте 2 которого говорится,что предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" уведомление осуществляется по 31 октября 2020 года включительно. Связалась по этому вопросу с пенсионным фондом. Сотрудники ответили, что ничего подобного не слышали, на обучении им также данную информацию не доводили. Подскажите, пожалуйста, до какого числа всё-таки необходим уведомить сотрудников? Заранее БЛАГОДАРНА!


Ответ:
Да, действительно, спасибо за своевременный вопрос. Мое оттягивание вебинара до последнего имело смысл, но следовало верить интуиции и подождать еще, это я про то, что не следует спешить уведомлять раньше срока  и не спешить с получением заявлений от работников.
Итак, как Вы правильно процитировали Постановление Правительства РФ от "19" июня 2020 года № 887, в пункте 2 которого говорится: "предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" уведомление осуществляется по 31 октября 2020 года включительно".
Действительно, сроки уведомления отложены до 31.10.2020. Соответственно, если вы уведомите работников раньше - нарушением это не будет.
Многолетний опыт подсказывает мне, что опять не стоит торопиться и подождать развития событий, уведомив работника ближе к 31.10.2020г.
Однако, хочу отметить еще один момент: п. 2  упомянутого Постановления, цитирую: " При этом способы уведомления устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)."


Таким образом, если Вы уведомили работника до 19.06.2020г. То нужно уведомить работника и оставить следы вручения уведомления.
Если Вы уведомляете после 19.06.2020, то вначале вы должны либо внести изменения в ПВТР или ввести в действие локальный нормативный акт, к примеру, "Порядок уведомления работников с изменениями в трудовом законодательстве, связанных формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде", где описать ту самую процедуру, о которой мы говорили. И только потом, следуя этому порядку/регламенту/положению/пункту ПВТР уведомлять работников.


По-прежнему рекомендую не спешить принимать заявления с отказом от ведения бумажной трудовой книжки. Мало того, вероятнее всего до 31.10.2020 явно последуют дополнительные разъяснения порядка выдачи Трудовой книжки, т.к. на данный момент нет однозначной позиции по этому вопросу:


В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона № 439‑ФЗ работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (то есть об отказе от обычной бумажной трудовой книжки в пользу электронных сведений), работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Действующим законодательством не предусмотрена специальная норма, регулирующая сроки выдачи трудовой книжки в случае подачи работником заявления на предоставление электронных сведений о трудовой деятельности.

Согласно последним разъяснениям Минтруда, изложенным в Письме от 13.03.2020 № 14‑2/В-260, для выдачи трудовой книжки в указанной ситуации следует применять положения ч. 1 ст. 62 ТК РФ. Согласно данной норме по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и др.).

Вместе с тем, в более раннем Письме от 12.02.2020 № 14‑2/В-150 Минтруд прямо указал, что работодатель выдает трудовую книжку в день подачи работником заявления о переходе на электронный формат ведения сведений о его трудовой деятельности.


Поскольку позиция Минтруда неоднозначна, считаю целесо­образным выбрать более раннюю дату и выдать трудовую книжку на руки работнику в день, когда он от нее отказался. Но может будут совершенно иные рекомендации. Я бы отложила написание заявлений на самый конец года.




Как рассчитать отпускные, если работнику введен режим неполного рабочего времени. Надо ли доплачивать до МРОТ?

Вопрос: Во время пандемии коронавируса с 01.04.2020 по 03.04.2020 сотрудники находились на самоизоляции по Указу Президента. С 06.04.2020 предприятие работает по Постановлению Администрации области.
Сотрудники  пожелали работать неполный день (одни с 8-12, другие с 13-17).
Оклады в организации с 01.01.2020 12500, за 2019г. - 12000. Зарплата за апрель составила 7144, за май 6297.
При расчете отпуска мы сумму за все, попавшие в расчетный период месяцы 2019г. доводили до МРОТ при помощи коэффициента: 12500/12000 = 1,042. С 01.06.2020 сотрудник идет в очередной отпуск согласно Графика отпусков на 2020 год. Нужно ли к зарплате апреля и мая расчитывать свой коэффициент, чтобы сумма отпускных не была меньше МРОТ? (г. Тамбов)

Ответ: